Опрос:
Вам нравится наш сайт?
Ответить
Контакты:
Дополнительно
393172, Тамбовская область, Гавриловский район, с. Чуповка, ул.Заречная, д.17
Телефон:
8(47551)
2-42-31
Телефон: 8(47551) 2-42-31
Бухгалтерия: 8(47551) 2-42-31
Факс: 8(47551) 2-42-31
Скрыть

История поселения

История

Чуповский сельсовет

Историческая справка 

Чуповский сельсовет образован 27 декабря 1966 года в составе Кирсановского района Тамбовской области.                   

В ноябре 1979 года было принято решение о разукрупнении  Кирсановского района и 29 ноября 1979 года на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР был образован Гавриловский район и территория Чуповского сельсовета  была включена  в состав Гавриловского района. Территория Чуповского сельсовета  после преобразования сельсовета путем присоединения к нему Кондауровского сельсовета  стала  включать  12  населенных пунктов: с.Чуповка, с.Булыгино, д.Вороново, д.Воробьевка, д. Куриловка, пос. Алексеевка, с. Кондаурово, д. Измайлово, пос. Новозеленово, д. Ольшанка, д. Павловка,. Административным центром является село Чуповка. 

Чуповка-село, под таким названием упоминается в епархиальных сведениях 1911 года по церковному приходу села Царёвки.

В то время в Чуповке насчитывалось 68 крестьянских дворов с населением мужского пола-235,  женского-217 человек. С давних времён она дели­лась на две половины — Вольное и Барщину. В середине XIX века Барщиной владел немец — помещик Фольгарт, а Вольное потому так и называлось, что никому не принадлежало. Небольшими участками земли вблизи села владели также поме­щики Богдановы, о которых людская молва сохранила добрую па­мять. Члены этой семьи слыли людьми прогрессивными, были сре­ди них и народовольцы, и социалисты, подвергавшиеся царским репрессиям. Потомки Богдановых до сих пор поддерживают связь с родным селом.

По рассказам старожилов, Чуповку основали поселенцы из Кирсанова. Неподалёку есть небольшой посёлок Чупово, по имени первого поселенца. Но о том, существует ли какая-либо связь между этими названиями и каково истинное происхождение самого слова "Чуповка", сколько-нибудь достоверных сведений нет.

В те далёкие времена она состояла в основном из неказистых изб, крытых соломой. Кирпичные дома под железом были редкостью. Несмотря на это, село производило прият­ное впечатление. Сельская улица — широкая и просторная — застра­ивалась в строго определённом порядке, с соблюдением стародавних традиций. Дома по обе стороны дороги располагались на одной ли­нии или, как бы сказали горожане, на красной черте. Практически перед каждым домом стояла мазанка — лёгкое строение со стенами из ивовых прутьев, обмазанных глиной и покрашенных известью. В холодное время мазанки использовались как подсобные помещения, а в летнюю пору служили спальней для части семьи, обычно для молодых супругов или гостей. Около мазанки — погреб и колодец. Пространство между домом и дорогой, заросшее муравой и подо­рожником, использовалось под выпас телят и коз, привязанных к колышкам, а также кроликов, которых держали под опрокинутыми вверх дном корзинами.

Менее километра отделяет Чуповку от Малой Царёвки. Когда-то это была довольно людная деревня, утопавшая в яблоневых садах. Теперь она почти исчезла, осталось лишь несколько домов. Если спуститься вниз по течению Малой Ирки, то в двух километрах от Чуповки, на высоком, обрывистом берегу увидишь избы ещё одной соседней деревни — Куриловки. Существует версия, что первыми поселенцами были крестьяне из Овсянки (близ Кирсанова), кото­рой владели помещики Нарыжкины и Тумановские. Рассказывают, будто строгий помещик, не терпевший табачного дыма, выслал сюда несколько семей за "баловство" курением.

Деревня была бы самой заурядной, если бы не дивный барский сад, привольно раскинувшийся на прибрежном склоне. Сад поражал воображение своими размерами, строгой планировкой и порядком, не говоря уже о разнообразии сортов яблонь, груш, вишен, слив, смородины. В годы войны сада не стало — пошёл на дрова. И теперь некогда живописный косогор зияет уны­лой лысиной.

Жизнь шла своим чередом, надельная крестьянская земля находилась в общинном пользовании. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земля всем досталась поровну. А так как население в деревне стало увеличиваться, в каждом крестьянском хозяйстве земли оставалось всё меньше и меньше. К тому же крестьянин, ушедший на фабрику или промысел, мог в любой момент вернуться и потребовать ему причитающийся надел. Община не только перераспределяла землю между своими членами, но и устанавливала правила и порядок её обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком. С течением времени недостатки общинного землевладения становились всё более очевидными: община, спасавшая слабых, тормозила деятельность крепких, хозяйственных крестьян; она способствовала уравнению, но препятствовала повышению общего благосостояния деревни.

Наряду с общиной были зажиточные люди, которые имели свою землю, несколько коров, пару (а то и больше)  лошадей, добротные дома. Так Василий Иванович Наседкин имел свою маслобойню, большой добротный дом, у Гаврилы Никифоровича Котова была своя мельница, дом. Пекарней владел Панкрат Михайлович Подъяпольский.

Во время коллективизации в деревне, как и повсеместно, происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхоза и раскулачивание. Раскулачивание кулацких хозяйств имело своей целью, прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы. Ликвидация кулаков лишала деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян; кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз. Кулаков выселяли с семьями, грудными детьми, стариками. В холодных нетопленых вагонах, с минимальным количеством домашнего скарба, везли тысячи и тысячи людей в отдалённые районы.  

Одну из историй раскулачивания вспоминает Овчинникова Анастасия Трофимовна: «Когда стали организовывать колхозы, стали всех призывать вступать в колхозы, при этом нужно было сдать весь скот и зерно. У кого хозяйство было бедное, кому нечего было терять, те шли в колхоз охотно. А зажиточные, верующие не хотели идти в колхоз, сопротивлялись. Были коммунисты, которые выгоняли зажиточных крестьян из домов, отбирали скот, землю. Я знаю одну семью: Демидов Кузьма Потапович и Евдокия Яковлевна (мои дед и бабушка по материнской линии). Жили в селе Отруба (близ Красного Пахаря). Их раскулачили, выгнали из дома, лишили всего. Они ходили по квартирам. Двое стариков, сын, сноха и семеро внучат. Сноха вскоре от заражения крови умерла. Её муж уехал со старшим сыном в Москву на заработки, где жили в общежитии. Всех жильцов их комнаты обвинили  политически и услали в дальние лагеря, без права переписки. Больше их не видели. А в деревне остались дед с бабкой, которые воспитывали оставшихся шестерых внучат. Так они скитались до окончания войны. Когда подросли внуки, старшие вступили в колхоз»

В 1921 году тамбовская деревня вступила в период реконструкции, началось активное развитие коллективных хозяйств.

В Чуповке  в  1928 горганизовался колхоз «Борьба за коммунизм», возглавлял его Дружинин Григорий Михайлович.
Первыми колхозниками были:

1. Дружинин Михаил Иванович

2. Дружинин Фёдор Иванович

3. Сычёв Павел Филиппович

4. Сычёв Павел Павлович

5. Бакулин Павел Яковлевич

6. Стукалин Пётр Трофимович и др.

Положение населения в деревне было более сложным, нежели в городе. Деревня воспринималась, прежде всего, как поставщик дёшевого зерна и источник дешёвой рабочей силы. Государство постоянно увеличивало норму хлебозаготовок, отбирая у колхозников почти половину урожая. Расчет за поставляемое государству зерно производился по твердым ценам, которые на протяжении 30-х годов оставались неизменными, в то время как цены на промышленные товары увеличивались. Оплата труда колхозников регулировалась системой трудодней.

Когда в колхоз завезли технику, работать стало легче, казалось, что жизнь наладилась, и ничто не помешает её размеренному течению. Но в тишину сёл и городов ворвалась Великая Отечественная война.

Эта беда не обошла стороной и чуповцев. Первыми на защиту  Родины ушли Дружинин Михаил Фёдорович, Зубехин Илья Иванович и многие другие.

С первых дней ушли на фронт и девушки. Среди них были Зубехина Варвара Алексеевна и Судоргина Вера Фёдоровна.

Во время войны основная рабочая сила ушла на фронт, вся тяжесть труда легла на хрупкие плечи женщин.

Вспоминает Овчинникова Анастасия Трофимовна: «В годы войны в селе остались старики, дети и женщины, которые выполняли всю работу. Я принимала непосредственное участие: вручную пахала на волах, косила косой рожь, горох, вязала снопы, возила снопы на ток на лошадях, молотила цепами, полола с женщинами просо, подсолнечник и многое другое. Жизнь была тяжелая, был голод, нищета, не было одежды. Государство в годы войны брало с населения большие налоги: мясо, шерсть, яйца – 75 шт., с девушек  и парней несемейных брали налог за бездетность – 150 рублей. В моей семье из семи молодых человек платило трое. Если утеряна квитанция, платили вновь, если не даешь, нечем платить, лазили по сундукам. На фронт в виде помощи посылали носки, перчатки, махорку».           

С этого времени колхоз возглавила женщина -  Дружинина Анастасия Ивановна. О том времени она вспоминает: «Когда не хватало техники, пахали на лошадях, коровах и волах, а самое главное – не хватало крепких мужских рук».

Первая похоронка в Чуповку пришла в дом Л. И. Мясниковой на П. В. Мясникова. Похоронки шли часто.

Однако надо было жить. Женщины и дети работали не жалея себя. Школьники трудились наравне с взрослыми в поле: косили серпами, вязали снопы, молотили.

Русский народ завершил Победой Великую Отечественную войну, потерь человеческих было много, многие чуповцы не вернулись с поля брани, погибло 276 человек. И вот теперь надо было набраться сил и приняться за восстановление.

Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали.

Вспоминает Овчинникова Анастасия Трофимовна: «После войны работали долгое время за трудодень, т. е. расчёт в конце года (если что уродилось) зерном. Население заедала вошь, в домах водились тараканы, клопы. Дома были ветхие, убогие, обмазанные глиной и крытые соломой».

Спасало лишь подсобное хозяйство. Однако и по нему государством был нанесен значительный удар. За период с 1946-1949г.г. в пользу колхозов были прирезаны 10,6 газемли из крестьянских приусадебных наделов. Были значительно повышены налоги с доходов от продажи на рынке. Сама рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполняли государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано отдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко.

Сохранились нормы довоенного времени, ограничивающие свободу передвижения колхозников: они были лишены возможности фактически иметь паспорт, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения.

Денежная реформа 1947 года также больше всего ударила по крестьянству, хранившего свои сбережения дома.

К концу 4 пятилетки бедственное экономическое положение колхозов потребовало очередного их реформирования. Однако власти видели его суть не в материальном стимулировании производителя, а в очередной структурной перестройке. Вместо звена было рекомендована бригадная форма работы. Это вызвало новую волну недовольства крестьян и дезорганизацию сельхозработ. Последовавшее за этим укрупнение колхозов привело к дальнейшему сокращению крестьянских наделов.

К концу 1946 года село начало оживать. Урожай зерновых был хороший. Медленно, но улучшались дела в животноводстве. Только в 1949 году положение изменилось в лучшую сторону.

В1951 году колхоз переименовали, он стал называться «Память Ленина», председателем был Будаев Николай Николаевич.

В марте этого года появились проекты создания «агрогородов», которые в итоге могли привести к уничтожению крестьянства, как такового. С помощью принятых мер и ценою огромных усилий крестьянства в начале 50- х годов удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства.

В1961 году колхоз снова переименовали, и он стал называться «Память Ильича», возглавлял его Шубин Тимофей Иванович. В этом же году в село пришло электричество.

В марте 1965 года было объявлено о реформе в сельском хозяйстве. Намечались меры по решению социальных проблем села, частичному использованию экономических стимулов к труду.

Были ослаблены и репрессивные меры на ведение личного подсобного хозяйства. 27.12.1966 г был образован Чуповский сельский совет. 

Уже в 1970 году совокупная рентабельность совхозного  производства составила 22%. а колхозного – 34. Однако опирались в ходе этой реформы на административные рычаги. Власть по-прежнему делала главный акцент на повышении роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве аграрным сектором, а также на увеличение капиталовложений и списание долгов колхозов

Введение стабильных денежных окладов в колхозах обернулось ростом иждивенческих настроений. В результате за 25 лет освоенная пашня сократилась на 22 млн.га.

Начал расти материальный уровень жизни колхозников. Но, тем не менее, молодежь покидала родные места, в селе недоставало жилья, детских и культурных учреждений. Но уже в 1968 году  появились новые здания магазина и библиотеки.

В 1971г возвели здание Дома культуры. Постепенно стали строиться дома для молодоженов. Первыми получили ключи от новой квартиры супруги Зайцевы и Дружинины.

В 1976  году построили двухэтажное здание правления колхоза. В настоящее время сейчас там располагаются Администрация Чуповского сельсовета, медпункт, магазин.

1981г по 1985г в колхозе «Память Ильича» председателем была Коняхина Галина Георгиевна. При ней активно велось строительство жилья.

В 1983г по селу проложили асфальтированную дорогу. В1985г открылся новый детский сад  «Сказка». В 1986 году построили двухэтажное здание школы, с большими и  светлыми классами. 

С появлением этих новостроек, жизнь в селе стала интереснее, грань между городом и селом стиралась. В Чуповку стали возвращаться целые семьи, наши земляки.

Жизнь неумолимо идет вперед, меняются руководители, меняется жизнь, меняется 

политика, структура хозяйства. В начале 90 годов был взят курс на формирование качественно новых социально экономических условий, на приоритетное развитие агропромышленного комплекса, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле. Каждый работник колхоза  получил право свободного выхода из него с земельным и имущественным наделом, а также с правом передачи его по наследству.

Важной вехой стал  Закон РФ о фермерском хозяйстве. Он предоставил всем гражданам страны право самостоятельно вести сельскохозяйственное производство, открыл возможности предпринимательской деятельности в деревне.

Высший орган власти Российской Федерации подтвердил многообразие и равенство государственной, колхозно-кооперативной, частной, коллективно долевой форм собственности.

Он поддержал развитие всех форм хозяйствования: колхозов, крестьянских хозяйств, их кооперативов и ассоциаций.

Альтернативой коллективным хозяйствам стало фермерство.

Первое фермерское хозяйство образовалось в Чуповке в 1991 году. В него вошли семьи Ломовцевых, Горбуновых, Соболевых, Журавлёвых и др., всего 10 семей. Сейчас в селе 46 фермерских хозяйств, они имеют в пользовании3 592 га  земли.

В 1993 году в село пришёл газ, он принёс в дома тепло и уют.

С историей селаЧуповкатесно связаны имена известных личностей. К их числу можно отнести Стукалина  Бориса Ивановича, общественного деятеля, Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, известного журналиста и книгоиздателя.

Также Чуповская земля богата талантливыми людьми, среди которых имя мастера  творца  Ломовцева Петра Ивановича.

В наши дни село крепнет и процветает, так как молодые специалисты после окончания учёбы, возвращаются на малую родину. Многие из них заменили своих родителей и работают на фермерских полях.

Молодые семьи строят большие, красивые дома.

На селе действует социокультурный комплекс: детский сад «Сказка», средняя общеобразовательная школа, сельский Дом культуры, библиотека, медпункт, магазины.

Живут в нашем селе люди отзывчивые, трудолюбивые, весёлые, славящиеся своим гостеприимством.                    

Также частью территории Чуповского сельсовета является село Булыгино, что раскинулось вдоль широкой грейдерной дороги в двадцати километрах от Кирсанова-типичное для лесостепной части Тамбовщины.  Располоржено оно в холмистой степи, на берегу реки Малая Ирка. Село Булыгино впервые упоминается в документах 1811 года. Принадлежало помещику Михаилу Булыгину, за которым в книге ревизской сказки было записано 180 мужских душ. В их числе крепостные: Филипп Емельянов, Пётр Васильев, Матвей Григорьев и другие.  Своё название село получило по фамилии первого помещика.

Село разрасталось и крепло. Рядом появились окрестные  деревни: Воробьевка и Воронцово. Существует предание, что через село проезжал кортеж с гробом Михаила Юрьевича Лермонтова, направляясь в родовое имение его бабушки село Тарханы  на вечное упокоение. В те далёкие времена деревня состояла из неказистых изб, крытых соломой. Сельская улица- широкая, просторная -  застраивалась в строго определенном порядке. Булыгино, или Пичурки, как ласково называли село местные жители, было бы самым заурядным, если бы не барская усадьба и дивный сад, привольно раскинувшийся на прибрежном склоне. Сад поражал своими размерами, строгой планировкой и порядком. В годы войны сада не стало - вырубили на дрова. Славилось село и своим церковным приходом.                 

Недалеко от усадьбы и сада была расположена церковь Покрова. В настоящее время на этом месте установлена памятная плита. Много исторических событий коснулось села Булыгино: гражданская война, коллективизация, грозные сороковые. Из тех, кто ушёл защищать Родину, вернулись в родное село - единицы. Среди них можно назвать Иванова Василия Ивановича, Фарафонова Николая Алексеевича.  В память о них в центре села стоит обелиск. Шли годы… Население села уменьшалось. Колхоз был объединен с Чуповским хозяйством в один . И по настоящее время история села Булыгино, деревень Воробьёвка и Воронцово тесно связано с историей села Чуповка и близлежащих - поселка Алексеевка и деревни Куриловка.

Село Кондаурово упоминается в документах ревизской сказки 1816 года под названием «Деревня Кандауровка, Измайловский поселок тож». Деревня состояла из нескольких поселков, объединенных помещиком Кандауровым в один. В 70-х годах 19 века в деревне была построена церковь, при которой открыта церковно-приходская школа. В начале 20 столетия в селе появилось около десятка кирпичных домов-пятистенок.        

После революции крестьяне получили землю, появились зажиточные крестьяне-кулаки. В 30-х годах объявилась банда Антонова, во время одного из налетов которой погиб первый комсомолец Кочепасов Илья Григорьевич: он был зверски зарублен во дворе своего дома.        

Выполняя кооперативный план В.И. Ленина, крестьяне начали объединяться в крупные коллективные хозяйства. На территории села было создано три колхоза, или, как их в начале называли, объединения, которые в 1935 году объединились в один - колхоз имени Кагановича, который просуществовал до 1950 года.        

В 1936 году была закрыта церковь, а здание переделано под школу. В эти же годы в селе открылась больница, клуб, почта.        

Не обошла Великая Отечественная война стороной село: около 300 односельчан ушло на фронт – каждый третий не вернулся. Два земляка посмертно удостоены звания Героя Советского Союза: гвардии сержант Черенков Иван Максимович и старший лейтенант Дьячков Александр Алексеевич, их имена носят Кондауровская и Ольшанская школы.        

В тяжелые годы войны сельчане из личных сбережений собирали средства на строительство танковой колонны, а в последующем активно участвовали в восстановлении народного хозяйства, в дальнейшем развитии экономики области и страны.        

В 1958 году колхозы 5 близлежащих деревень и Поляковкая МТС объединились в один колхоз «1 Мая», в последующем переобразованным в «Красное Знамя». В 1961 году колхоз полностью радиофицирован, в 1963 году началась электрификация сел, в 1965 году построено два клуба.                                                                                                                                                              В 70-80 годы в колхозе шло интенсивное строительство: в селе Кондаурово появились современная школа, столовая, баня, фермы, новый просторный Дом культуры с библиотекой, читальным залом, игровой комнатой. В 1988 году построен крытый ток, здание детского сада и 10 благоустроенных квартир.        

В 1992 году колхоз «Красное Знамя» был реорганизован в СПК «Русь». В 1994 году началось строительство газопровода. «Голубое топливо» пришло в сельские дома и административные здания.        

В 2001 году СПК «Русь» перестал существовать, а на его базе созданы фермерские хозяйства.        

Кондауровская земля замечательна не только своими черноземами, но и людьми, которые жили и живут, трудятся на этой земле: Соколова Варвара Алексеевна (заслуженный врач Российской Федерации), Кошелев Михаил Иванович (Почетный гражданин Гавриловского района), Батанцева Анастасия Игнатьевна, Муравьева Александра Семеновна и многие, многие другие, отдавшие тепло своей души родной земле…

История поселения История поселения История поселения История поселения История поселения
История поселения История поселения История поселения     


Дата создания: 14-04-2014
Дата последнего изменения: 25-01-2017
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: